Время войны
Во время войны возросшее развитие индийского капитализма нашло, в частности, своё выражение в увеличении числа компаний, принадлежавших местным крупным капиталистам. В то же время число компаний, находившихся под контролем английских управляющих агентств, росло гораздо медленнее.
Таким образом, возрастание числа новых индийских акционерных компаний не означало соответствующего ему роста новых предприятий, хотя увеличение последних и происходило. В этом сказалось противоречие между потребностью в расширенном воспроизводстве и империалистическим гнётом, который препятствовал осуществлению этой потребности.
В неравномерности роста числа компаний, зависимых от английских и индийских агентств, в военные и первые послевоенные годы отразилась различная природа этих агентств. Английские агентства представляли собой иностранный финансовый капитал, индийские агентства являлись выражением развития крупного местного капитала. Усилившееся во время второй мировой войны развитие капитализма в Индии нашло отражение в более быстром росте индийских акционерных компаний.
Возрастание мощи монополистических групп, как английских, так и индийских, происходило на базе высокой концентрации производства в ряде отраслей промышленности. В 1943 г. на предприятиях с числом рабочих от 1 тыс. и выше было занято 1,4 млн. человек, или 56,8% всех фабрично-заводских рабочих. Таких крупных предприятий насчитывалось в это время 533, что составляло 4,7% от их общего количества. Таким образом, на 4,7% предприятий работало 56,8% заводского пролетариата. В текстильной промышленности на крупных предприятиях было занято 77,3% всех рабочих, в металлургической — 72,9, в бумажной — 77,2, в кожевенной — 54,4, в строительной — 40,1 %.