Правящая верхушка
Когда, однако, английская правящая верхушка стала замечать, что железные дороги всё же могут способствовать промышленному развитию самой Индии, она ввела сложную систему тарифов, основная цель которых состояла в том, чтобы содействовать движению товаров от портов вглубь страны и препятствовать внутренним перевозкам. Это достигалось путём взимания неравной платы за грузы, идущие от портов и к портам, и за товары, перевозимые между отдельными районами внутри страны. За первые брали небольшую плату, за вторые — высокую.
Товарооборот между провинциями, кроме тарифов, тормозился ещё различной шириной железнодорожной колеи. Дело в том, что основные линии, идущие от портов к источникам сырья, зачастую имели_одну ширину железнодорожного полотна, а связывающие их дороги, т. е. такие, которые должны осуществлять внутренние перевозки грузов, — другую. Получалось, что при перевозке товаров из одного района страны в другой их нужно было несколько раз перегружать и каждый раз при этом платить по высоким тарифам.
Такая политика приводила к тому, что, например, в ряде мест было зачастую дешевле привозить уголь из Англии, чем из соседней провинции.
Строя железные дороги, колонизаторы преследовали всё ту же цель — превратить Индию в источник сырья, рынок сбыта и место прибыльного вложения капитала. Вместе с тем строительство железных дорог усиливало развитие товарно-денежных отношений в стране, что неизбежно приводило к последующему, хотя уродливому и медленному, развитию капитализма в Индии со всеми вытекающими отсюда последствиями, важнейшим из которых являлось увеличение численности индийского пролетариата.