Учредительное собрание
Эта система была расширена и успешно разработана в последующих конституционных проектах и особенно ярко проявилась в конституции 1935 г. По этой же конституции в 1943 г. предполагалось проводить косвенные выборы в учредительное собрание, которое должно было выработать новую конституцию. По закону 1935 г. отдельное представительство было предоставлено не только мусульманам, но и сикхам, англо-индусам, индусским христианам и другим группам, а также европейцам, землевладельцам, торговцам, промышленникам и т. д.
Но за религиозно-общинным антагонизмом, который поощряется в целях защиты системы эксплоатации и империалистического господства, скрываются социальные и экономические причины. Это проявляется в случае между — общинной борьбы буржуазии за выгодные места и высокое положение. Это не менее верно, когда общинный вопрос касается масс. В Бенгалии и Пенджабе богатые помещики, торговцы и ростовщики большей частью—индусы; мусульмане — чаще самые бедные крестьяне и должники. В других районах крупные помещики — мусульмане, а крестьяне — индусы. И те события, которые описываются как «религиозно-общинная» борьба или восстание, оказываются на деле борьбой мусульманских крестьян против индусского помещика, должников-мусульман против рэстовщика-индуса или индусских рабочих против привезенных фабрикантами штрейкбрехеров другой национальности. Не менее многозначительны зловещие религиозные бунты, возникающие в каких-либо промышленных центрах, где рабочее движение достигло определенных успехов, как, например, в 1929 г. в Бомбее после большого забастовочного движения или в Канпуре в 1939 г. после крупной победы бастовавших в 1938 г. рабочих. Оружие реакции и ее социально-экономическая цель разбить солидарность рабочих — очевидны.