Национальное движение
Можно ли сказать, что индийское национальное движение возникло потому, что образованные классы в Индии научились у своих хозяев читать Борка, Милля и Маколея и наслаждаться парламентской риторикой Гладстонов и Брайтов? Так гласит знакомая нам империалистическая легенда. Легенда эта слишком примитивна, она того же типа, что и легенда о том, будто бы современная Франция была создана волей Наполеона, или будто протестантство, как утверждают католики, обязано своим существованием личным качествам Лютера. Индийское национальное движение возникло в условиях империализма и его системы эксплоатации и из социальных и экономических сил, порожденных в индийском обществе этой эксплоа — тацией. Рост индийской буржуазии и ее конкуренции с господствующей английской буржуазией был неизбежен, независимо от системы образования в Индии,— и, если бы индийская буржуазия получила образование только по ведам, написанным на древнеиндийском языке — санскрите, в монастырском уединении, она, безусловно, и там нашла бы вдохновляющие ее принципы и лозунги своей борьбы.
Когда Маколей, по поручению империалистических кругов, навязал Индии систему англизированного образования и нанес поражение ориенталистам, его целью было не воспитание индийского национального сознания, а, наоборот, полное подавление национального сознания, так же как это преследовалось царскими методами русификации завоеванных национальностей старой Российской империи. Его целью было подготовить группу послушных исполнителей английской воли, лишенных всякой возможности соприкосновения со своим собственным народом. Ничто не было ему более чуждо, чем насаждение демократии. По этому вопросу он имел твердое мнение. Не кто иной, как Маколей, заявил: «Мы знаем, что Индия не может иметь свободного правительства, но она может иметь другое — твердый беспристрастный деспотизм». Тот факт, что эта система образования, навязанная Индии в интересах империализма, открыла в то же время путь для проникновения в Индию потока английского демократического и народного вдохновения, вдохновения Мильтонов, Шелли и Байронов, которые вели борьбу против той же самой тирании, а иногда даже против тех же представителей олигархии господствующего класса — Питтов, Гастингсов и Веллингтонов, которые порабощали и эксплоатировали Индию, явился характерным противоречием всей системы империализма, осуществляемой господствующим классом страны, где одновременно собственный народ вел борьбу за свободу. Но это было противоречие, которое в свое время не было предусмотрено, и последующие поколения империалистов никогда не переставали сожалеть по этому поводу и делали все от них зависящее, чтобы свести на-нет последствия этого «упущения» посредством усиления цензуры над книгами для Индии.