Проблема общего языка
Проблема общего языка для Индии уже находится на пути к разрешению на базе хиндустани, официального национального языка Конгресса, на котором разговаривает или который понимает большинство индийского народа. «Индусские священники и магометанские муллы,— отмечает Ганди,— читают свои проповеди повсеместно в Индии на языках хинди и урду, и даже неграмотные массы понимают их». То же самое в индийской армии, где нет места вздору о «222 отдельных языках», военные приказания даются на языке хиндустани. Часто распространяемое представление об английском языке как об общем для Индии является мифом. После ста лет английского «образования» только 1% населения может читать и писать по — английски. Напротив, «на языке хиндустани с его различными диалектами разговаривает больше 120 млн. человек, и это число растет».
В современный период реальность существования индийской нации нельзя больше отрицать, хотя отголоски прошлого отрицания ее еще живы. В результате, со странной забывчивостью своих прежних аргументов, с помощью которых поколение тому назад они так настойчиво опровергали требование Индии о национальной незавнг еимостн и разжаловали Индию в «географическое понятие», более искушенные защитники империализма повсеместно выдвигаютдругоп аргумент: если индийская нация существует и заставила других признать свое существование, то это должно рассматриваться как великое достижение империализма, который вызвал к жизни индийское национальное сознание и посеял семена английских демократических идеалов в Индии; и даже, со своего рода телеологическим анахронизмом, это рассматривается как истинная цель британского господства в Индии с самого начала:
«Политически мыслящая часть индийского народа… интеллектуально является нашим детищем. Она впитала в себя идеи, которые мы сами выдвигали перед ней, и мы должны отнести это к ее чести. Нынешнее интеллектуальное и моральное возбуждение в Индии но является упреком нам, а скорее признанием наших заслуг».