Масса сырья
Если в Бенгалии подавляющая масса сырья проходила в конечном счёте через английские руки и исключение составляли только такие крупные капиталисты, как Хикум — чанд, Бирла, то в Западной Индии индийские дельцы имели большую долю в торговле хлопком, хотя и здесь цепь зачастую завершал английский финансист.
В первую категорию покупателей попадали торговцы, приобретавшие продукты. непосредственно у производителя или на местном рынке; вторая категория покупателей закупала товары на местном рынке и продавала в городах или на больших рынках; третья категория покупателей, так сказать вершина торгово-посреднической пирамиды, покупала для экспорта или производства и экспортировала продукты из провинции.
При этой классификации ряд различных торговцев-по — средников зачастую попадал в одну категорию. Тем не менее таблица, приводимая выше, является конкретным показателем торговых операций купцов-посредников различных ступеней и демонстрирует размер товарной продукции сельского хозяйства и соотношение внутренней и внешней торговли различными сельскохозяйственными товарами в провинции, а следовательно, и противоречивость деятельности мелких и средних торговцев.
Какими путями получали управляющие агентства свои доходы и каковы они были по величине? Как именно эти агентства выколачивали прибыли из подконтрольных компаний, которые получали их от жесточайшей эксплуатации трудовых масс страны? Нужно заметить, что эти методы изменялись с течением времени, менялись они и в зависимости от характера деятельности компаний.
Но этим не исчерпывалось прямое вознаграждение. Агентство получало ещё комиссионную долю от стоимости зданий и оборудования, от страхования, оплату за управление. Кроме того, управляющее агентство получало высокую плату за те директорские места, которые занимали его члены. Таким образом, оно выжимало из подопечной компании всё, что было можно. Дж. А. Вадиа, член одного управляющего агентства, историк хлопчатобумажной промышленности Бомбея, считает, что «комиссия, выплачиваемая управляющим агентствам бомбейскими текстильными фабриками в течение 20 лет в среднем равна 5,5% ежегодно по отношению к их выплаченному капиталу» Возможно, что этот член управляющей компании преуменьшил доходы агентств.