Тенденция превращения
Однако, как только было санкционировано существование национальной организации —даже в таких ограниченных, как это первоначально предполагалось, пределах,— сразу же возникла неизбежная тенденция превращения Конгресса в центр национального движения. С первых лет существования Конгресса национальный характер его деятельности, вначале, правда, в очень ограниченной и осторожной форме, стал затмевать его лойяльность к правительству. Через несколько лет правительство стало относиться к нему подозрительно и враждебно как к центру «бунтовщических настроений». Последующее развитие массового национального движения подняло Конгресс, особенно после войны 1914 г., до уровня массовой борьбы, ставящей перед собой далеко идущие цели полной национальной независимости. Правительство в то время объявило Национальный конгресс нелегальным н старалось задушить его.
История развития Национального конгресса, нарушившая все первоначальные планы империализма, является доказательством стремительности развития сил национального движения и невозможности ограничения этих сил узкими рамками, которые империализм попытался установить для них.
Начало индийского национального движения обычно относят к 1885 г., к моменту образования Национального конгресса. Однако фактически развитие этого движения можно проследить на протяжении последнего полувека до образования Национального конгресса. Мы уже упоминали о начавшемся в 1828 г. реформистском движении, которое нашло свое выражение среди секты брахманов. В 1843 г. в Бенгалии было основано Общество Британской Индии, которое ставило своей целью «обеспечение роста благосостояния, расширение справедливых прав и защиту интересов всех классов своих сограждан». В 1851 г. оно влилось в Ассоциацию Британской Индии, обратившуюся через год к английскому парламенту с петицией, в которой указывалось, что «ассоциация считает, что индийцы но выгадали от сотрудничества с Великобританией в той •тепени, в какой они имели право ожидать». В этой петиции излагались жалобы на налоговую систему, упадок промышленности, образования, а также требование допуска на высшие административные посты индийцев и создания законодательного совета, «который имел бы более широкий характер и в известной степени отражал бы настроения народа».