Национальное движение

Национальное движениеМожно ли сказать, что индийское национальное движение возникло потому, что образованные классы в Индии научились у своих хозяев читать Борка, Милля и Маколея и наслаждаться парламентской риторикой Гладстонов и Брайтов? Так гласит знакомая нам империалистическая легенда. Легенда эта слишком примитивна, она того же типа, что и легенда о том, будто бы современная Франция была создана волей Наполеона, или будто протестантство, как утверждают католики, обязано своим существованием личным качествам Лютера. Индийское национальное движение возникло в условиях империализма и его системы эксплоатации и из социальных и экономических сил, порожденных в индийском обществе этой эксплоа — тацией. Рост индийской буржуазии и ее конкуренции с господствующей английской буржуазией был неизбежен, независимо от системы образования в Индии,— и, если бы индийская буржуазия получила образование только по ведам, написанным на древнеиндийском языке — санскрите, в монастырском уединении, она, безусловно, и там нашла бы вдохновляющие ее принципы и лозунги своей борьбы.

Когда Маколей, по поручению империалистических кругов, навязал Индии систему англизированного образования и нанес поражение ориенталистам, его целью было не воспитание индийского национального сознания, а, наоборот, полное подавление национального сознания, так же как это преследовалось царскими методами русификации завоеванных национальностей старой Российской империи. Его целью было подготовить группу послушных исполнителей английской воли, лишенных всякой возможности соприкосновения со своим собственным народом. Ничто не было ему более чуждо, чем насаждение демократии. По этому вопросу он имел твердое мнение. Не кто иной, как Маколей, заявил: «Мы знаем, что Индия не может иметь свободного правительства, но она может иметь другое — твердый беспристрастный деспотизм». Тот факт, что эта система образования, навязанная Индии в интересах империализма, открыла в то же время путь для проникновения в Индию потока английского демократического и народного вдохновения, вдохновения Мильтонов, Шелли и Байронов, которые вели борьбу против той же самой тирании, а иногда даже против тех же представителей олигархии господствующего класса — Питтов, Гастингсов и Веллингтонов, которые порабощали и эксплоатировали Индию, явился характерным противоречием всей системы империализма, осуществляемой господствующим классом страны, где одновременно собственный народ вел борьбу за свободу. Но это было противоречие, которое в свое время не было предусмотрено, и последующие поколения империалистов никогда не переставали сожалеть по этому поводу и делали все от них зависящее, чтобы свести на-нет последствия этого «упущения» посредством усиления цензуры над книгами для Индии.

Похожие записи

  • 19.02.2015 Диктатор Конгресса Ганди был теперь диктатором Конгресса. Движение достигло своей наивысшей точки. В руках Ганди была сосредоточена вся власть, и он должен был привести это движение к победе. Наступил момент […]
  • 02.03.2015 Запрещение забастовок Запрещение забастовок в 1946—1947 гг. сопровождалось массовыми репрессиями против левых, в том числе коммунистических, организаций Индии. Временное правительство не принимало никаких мер […]
  • 02.03.2015 Правительственные данные Профсоюзы росли необычайно быстро. Согласно правительственным данным, количество членов профсоюзов в Бомбее, которое за 3 года выросло о 48 669 только до 59 544, достигло к 1927 г. 75 602 […]
  • 02.04.2015 Кампания гражданского неповиновения Однако не так понимал это Ганди. Немедленно после сессии в Лагоре он опубликовал заявление в газете «Нью-Йорк уорлд» от 9 января, в котором указывалось, что «резолюция о независимости не […]
Галерея
8282.jpg 9111.jpg 9783.jpg 27793.jpg 33823.jpg 40989.jpg
Новые статьи
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.

445bafd8d755fdd7